Резко и остро скрутило живот: подогнув ноги и тихонько взвыв, я завалился на прогретое осенним солнцем трамвайное сидение. Сквозь проступившие слезы я увидел нависшее надо мной испуганное и растерянное лицо матери.
— Тань, останови трамвай, ребёнку плохо! — быстро соображает кондуктор. — Нет, передай по линии, пусть на Институт «скорую» вызовут, сейчас там высадим.
Белый потолок уже старого на вид и запах РАФа, молочные окна с красными крестами, мамина рука на ладошке. Штопор внутри не утихает, проворачиваясь при каждом резком движении автомобиля. Меня вкатывают в высокие деревянные двери, долго везут по коридору. Странно, но в больнице боль значительно ослабевает. Я даже пытаюсь протестовать против клизмы, но тщетно. Долго сижу в одиночестве на удивительно низком — детском — унитазе среди светло-голубого кафеля и жёлтых ночных горшков. За дверью голоса:
— Похоже на небольшое отравление, но лучше всесторонне обследовать. Давайте понаблюдаем в инфекционном отделении, — уверенно рокочет басок доктора, который щупал мне живот в приёмном покое.
— Вы так считаете? — незнакомым, заискивающим голосом спрашивает мать.
— Абсолютно. Анализы сделаем, посмотрим внимательно… — голоса удаляются.
Шурша жёстким халатом, заходит медсестра — кажется так называют помощницу доктора. Протягивает руку:
— Ну, пойдём.
В коридоре я оборачиваюсь в сторону, куда ушли голоса, но медсестра тянет в противоположную:
— Идем же.
Мы поднимаемся на третий этаж. Там коридор со множеством дверей, на каждой — цифра в ромбике. Цифры я знаю, хотя ещё даже не перешёл в подготовительную группу. Женщина заводит меня в дверь под номером «4».
Комната очень большая. Повсюду стоят кровати с железными трубчатыми спинками. На кроватях сидят и лежат дети и женщины с грудничками. Две девочки сидят за столом и рисуют карандашами. Меня подводят к застеленной кровати:
— Это твоя.
— А мама скоро придёт? — спрашиваю я.
— Придёт, придёт, — тянет улыбку медсестра и уходит.
Я сажусь на изножье кровати, оно не так проваливается, и начинаю ждать. Минуты тянутся медленно, живот снова начинает тянуть. Я сворачиваюсь клубочком и незаметно засыпаю.
— Ты ужин проспал.
Над кроватью стоит светлый крепкий мальчик, по виду старше меня. В комнате горит электричество, за окном сгущаются сумерки.
— Ужин?
— Я сказал, чтобы тебе оставили. Там, — мотает он головой, — на столе.
Бреду к столу, сажусь, ковыряю «хлебную» котлету, отделяя вилкой потемневшее пюре. Мальчик сидит напротив и, чуть склонив голову, наблюдает за мной. Я понимаю этот взгляд по-своему. Запихав в рот половину котлеты двигаю тарелку к нему:
— Будешь?
Помедлив, мальчик пожимает плечами, но доедает гарнир, экономно расходуя остатки котлеты. Чуть сладковатый компот мы выпиваем напополам.
— Тебя тоже оставили? — внезапно осеняет меня.
Кажется, я догадался: от меня избавились. Оставили, как оставляют на особой площадке возле подъезда ненужные вещи. Кому нужен сломанный мальчик, который падает в трамвае и плачет по пустякам? В магазин за новыми ботинками мы ехали в обед, сейчас уже поздний вечер, а мама за мной так и не вернулась. Даже из садика она забирает меня не позже семи, а сейчас уже намного больше. Она просто оставила меня в комнате для сломанных людей, в комнате под номером четыре.
Мальчик задумывается:
— Не знаю…
— Твоя мама не приходила?
— Нет. Но мы в деревне живём, автобус только раз в день к нам ходит…
Я сочувственно поджимаю губы. Бедный, бедный мальчик. Он даже не понял, что происходит, пока я ему об этом не намекнул. Мальчик хмурится, не хочет верить. Может, и правда всё не так, как я себе представляю? Оглядываю комнату:
— Интересно, а как могли оставить этих двух женщин с малышами?
Мальчик отвлекается от своих дум и вздыхает:
— Обыкновенно. Мой папа же нас с мамой оставил. И этих, наверное, тоже.
Последняя надежда тает, как кусочек льда на горячей батарее. Теперь точно всё. Мы молча собираем посуду в стопку на столе и отходим к окну. По краю больничного парка проходит дорога. Медленно едет рейсовый автобус, точно такой же, как около моего бывшего дома. Можно закрыть глаза и представить себя в салоне, пахнущем сладковатым газом и человеческим потом, под тёплым светом желтых плафонов, услышать размеренный звон двигателя на холостых оборотах.
Автобус заворачивает за угол нашего здания и исчезает. За дорогой остаются несколько многоэтажек, расцвеченные мозаикой освещенных окон. Там живут люди, которых ещё не бросили. А, может, и не бросят никогда.
— Отбо-о-ой! — открывается и закрывается дверь.
Я вопросительно смотрю на мальчика.
— Надо ложиться.
Мы разбредаемся по разным углам, к своим кроватям. Кто-то гасит свет. Ближайшая ко мне женщина прижимает своего ребёнка к груди. Слышится сочное чавканье и сопение. Я накрываюсь с головой. Живот совсем не болит, но где-то внутри меня наваливается пустота и одиночество.
Негромко хныкает, а потом начинает капризничать малыш. Сквозь щель в одеяле я вижу, как женщина подхватывает его на руки и начинает покачивать, напевая:
— Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…
Твёрдый комок подкатывает к горлу. Я сжимаю кулаки, ведь я только что пообещал себе быть сильным и не плакать по пустякам, как в прошлой моей жизни.
— Придёт серенький волчок и укусит за бочок…
Мама пела совсем иначе, красивее и мягче, но знакомые слова всё равно кидают меня в пучину воспоминаний.
— Унесёт под кустик и домой не пустит…
Подушка под щекой стремительно мокреет, я шмыгаю носом, еле сдерживая рыдания.
— Ах, как плохо в лесу жить…
— Меня бросили! — кричу я со всей силы сквозь влажную вату, выталкивая наружу страх и душевную боль. — Меня бро-о-о-сили!..
Вы можете поддержать автора, купив книгу, содержащую этот рассказ, в бумажном или электронном варианте на сервисе Ridero.
Почему это надо сделать? Интеллектуальный труд — это тоже работа, а работа должна оплачиваться. Если вам понравилась книга, то хорошим тоном будет отблагодарить меня материально.
Купить «Село и люди»