Не смог пройти мимо безобразия, случившегося (ибо дерьмо случается) в новом, 2012 году.
Во-первых, потому что я, до недавнего времени, безмерно радовался казахстанским нововведениям в сфере государственных закупок, которые значительно обгоняли более развитые страны.
Во-вторых, потому что я активно этими нововведениями пользовался.
Но начнем по порядку.
Бумажная эра
Почти до середины 2000-х годов госзакупки представляли собой междусобойчик государственных органов и приближенных к ним частных организаций. Государственные закупки объявлялись тихо, только «своим». Часто конкурсная документация подавалась одним лицом, приносившим свой и «альтернативный» пакеты за раз. Их вскрытие также проходило без шума и пыли, закупочная цена была заранее определена, а чиновники заранее планировали отдых за границей или покупку нового внедорожника на «пиленые» средства.
Первым «ударом» для толстопузов стало требование публиковать объявления о государственных закупках (способом открытого конкурса) в специальном «Бюллетене государственных закупок», который представлял из себя практически ежедневную газету, распространявшуюся через определенные точки во всех регионах.
Проникновение в интернет
Затем законодатели обратили свое внимание и на интернет: с 2008 года все государственные организации были обязаны публиковать на своем (или головном сайте администратора отчетности) сайтах объявления не только об открытых конкурсах, но и о закупках способом ценовых предложений.
При закупках конкурсным способом от поставщика требуется куча бумаг, в том числе справка из налогового комитета об отсутствии задолженности, а так же обеспечение — сумма порядка нескольких процентов от суммы заказа. Дело долгое (сбор предложений идет не менее месяца) и муторное (после сбора всех бумаг получается приличная стопка листов, которые нужно прошить и пронумеровать).
При закупках способом ценовых предложений от поставщика требуется лишь один лист, в котором будет указана предлагаемая им цена. Предложения принимаются в течение недели. Всё довольно быстро и оперативно. Этот способ применялся в том случае, если сумма закупки не превышала 4000-кратного МРП, а качественные характеристики закупаемого товара или услуг особого значения не имели.
Дело пошло ходче — претендовать на заказ, ввиду информированности, могли уже не только «особо предупрежденные» предприниматели.
Сбором информации с государственных сайтов и созданием общей занимались несколько коммерческих предприятий, продавая потом собранную информацию всем желающим.
Но вот наступил 2010 год и…
Глобализация
… все, буквально все государственные закупки стали доступны на одном-единственном сайте. Я радовался как ребенок — это был реальный громадный шаг вперед: полная прозрачность закупок и, плюс к этому, возможность, при наличии ЭЦП, участвовать в государственных закупках способом ценовых предложений.
В течение двух лет портал совершенствовался. Да, были и «извушки», и «парабозики», и невиданные демпинги, но, в целом, концепция была проста и работоспособна.
Шикарная система фильтров позволяла за секунды найти нужный лот. Строгая иерархия страниц позволяла даже без фильтра найти нужный лот или объявление по его номеру: "…gov.kz/app/index.php/kz/publictrade/showlot/8315931" — и дураку понятно, что эта ссылка идет на лот номер «8315931».
Не составило труда многим пользователям автоматизировать поиск, не вбивая каждый раз вручную БИН, РНН или название заказчика. Достаточно было написать простенький макрос (я пользовался iMacros) или скрипт. На просмотр нужных мне зказчиков (их около 200) я тратил не более 10-15 минут в день, и был в курсе всех закупок. Быстро, удобно.
Подача заявки тоже занимала не более минуты: чтобы вписать цену и поставить нужные галочки на одном экране, много времени не требовалось.
С предвкушением победы добра (честных закупок) над злом (откатами) в 2012 году — ведь нам обещали функцию электронной подачи заявки на закупки способом конкурса!
Ебанизация
Противники нецензурных выражений могут закрыть этот пост. Но других слов у меня просто нет. Кто не страдает ханжеством и способен адекватно воспринимать мат — прошу за мной.
То, что я увидел на сайте государственных закупок после нового, 2012 года, иначе как феерическим уебанством не назовешь. Сначала я никак не мог понять, почему не отображается кнопка «Подать заявку на данный лот». Но потом, покурив мануал, открыл новую версию сайта и…
Боже, кто додумался скрестить Oracle с Java? Я бы оторвал этому умнику руки по самую жопу. Потому что я знаю, как работает Java в наших руках — на примере государственного софта под названием СОНО, который до сих пор снится всем одминам, осбуживающим бухгалтерии. Это не просто танцы с бубном, это, как выразился блогер creativ4el еще и балет.
С трудом — ибо сервер госзакупок охуевал под нагрузкой Java, а в интернет широким нескончаемым потоком лился неебический трафик — я зарегистрировался на новых госзакупках. Исполнив обязательную программу по самбе и румбе, я распределил права участника. Сервер изредка плевался ошибкой «500», но я упорно обновлял страницу снова и снова. В один прекрасный момент он уже не встал, и я отложил сей онанизм на следующий день.
Назавтра, кое-как разобравшись, что нужно нажать, чтобы попасть в список лотов, я попал на страничку с фильтром. «Ага!» — подумал я, — «Тут-то мы макрос и прикрутим!».
Хуй там. Попробовав прикрутить ссылку типа «oebs.goszakup.gov.kz/bhnvdfhgfKJGJHG786866786jhjbm,i86khgfjko89» я отказался от этой затеи. Потому что ссылка на каждое обращение к этой странице каждый раз новая! То есть, свой макрос я могу тупо похерить, выписать на обычный листочек (компьютеризация, бля!) БИНы интересующих меня организаций и планомерно ручками вбивать цифры в нужное поле, раз за разом. Кроме того, в перерывах между вбиванием можно смело дрочить — время посылки запроса и ответа на него занимает от 20 секунд до полутора минут. Для сравнения — пара секунд на старом портале.
Нашел вкусный лот? Не радуйся. Хрен ты что увидишь на первом экране. Я, к примеру, нашел начальную цену на невнятной вкладке «Строки».
Нейминг меню — это отдельная тема. Вместо простой и понятной кнопки «Подать заявку», в ниспадающем где-то справа сбоку меню нужно выбрать «Создание котировки». Ебаный стыд, ну что за слэнг? Какого хуя нужно употреблять непонятные слова? Вообще, многие выражения оставили минутное недоумение и неприятный осадок.
Если честно, я думал, что прикручивание возможности подачи заявок на государственные закупки способом открытого конкурса пройдет иначе. Например, обычным прикреплением файлов с необходимыми документами (техническая спецификация, таблица цен, справка из налоговой и прочее) и подписью их ключом ГОСТ. К чему понадобилось «поднимать» Oracle и Java — непонятно.
Мне стыдно. Мне, пиздец как, стыдно. Мы обговняли уже работающую и перспективную концепцию, заменив ее на какую-то хуету из-под ногтей. Судя по форумам на том же портале государственных закупок люди просто в ахуе — они не понимают, что нужно сделать, чтобы всё работало. Некоторые уже просто-напросто проебали январские закупки из-за смены интерфейса и падений сервера.
А мы с вами проебали не только закупы. Мы с вами проебали два года. Те самые два года, в которых успешно стартовала и действовала старая система государственных закупок. И теперь начинаем всё заново, наступая на детские грабли.
Надеюсь, это просто ошибка в выборе направления, а не следствие «плодотворного сотрудничества» с Oracle…
Верните всё взад! Умоляю…