Долгонько я собирался, чтобы написать о мегаромане прошедшего и, может быть, будущего тысячелетия, и вот, наконец, это время наступило.
Почему это именно мегароман? По нескольким причинам. Во-первых, серия из семи книг писалась Стивеном Кингом ни много ни мало, а целых 34 года — первые строки автор написал в 1970-м, а крайняя, на сегодняшний день, книга цикла вышла в 2004-м.
Во-вторых, мир «Темной башни» ничуть не уступает тому же «Властелину колец» Толкиена — такой же однозначный, четкий, объемный и продуманный.
В-третьих, это одно из немногих произведений, имеющих идеальную концовку, после прочтения которой остается только воскликнуть: «Ай да Стивен, ай да сукин сын!»
Кто уже проникся духом Темной башни, уже может открыть первый том и прочитать: «Человек в черном пытался укрыться в пустыне, а стрелок преследовал его…»
Ну а кому нужны еще доказательства — милости прошу за мной.
Итак, в 1970-м году Стивен Кинг взял и написал: «Человек в черном пытался укрыться в пустыне, а стрелок преследовал его…», вдохновленный поэмой Роберта Браунинга «Чайлд Роланд к темной башне пришел». Но прошло еще 12 лет, прежде чем первая книга цикла под названием «Стрелок» увидела свет.
В ней Роланд Дискейн, последний стрелок из рода Эльда, потомок короля Артура преследует Уолтера, человека в черном, который ему очень-очень нужен. По пути стрелок мочит зомбированных Уолтером жителей придорожного городка, ничуть не жалея об этом: мир сдвинулся с места, и смерть для них, быть может, намного прекраснее суровой реальности.
На заброшенной дорожной станции, где в былые времена останавливались дилижансы, Роланд обнаруживает обыкновенного американского подростка: одинадцатилетнего мальчишку Джейка Чемберса, который абсолютно уверен, что умер в Нью-Йорке, раздавленный автомобилем. Роланд берет мальчика с собой, испытывая к нему поистине отцовские чувства.
Не, педофилией тут не пахнет. Скорее — демонофилией: путешествуя с мальчиком по горам, Роланд входит в астральную (и половую) связь с ненасытным демоном, которая немного предсказывает будущее.
Мальчик — это еще одна ловушка Уолтера: в один прекрасный момент, когда человек в черном почти рядом, Роланду предлагается сделать выбор между Джейком и своей целью. И стрелок позволяет мальчику упасть в пропасть. Настигает Уолтера и узнаёт, что его высшая цель — Темная башня.
Книга напоминает вестерн а-ля Клинт Иствуд, но дальше, уверяю, будет круче!
Дело у Кинга пошло ходче, и в 1987 году выходит вторая книга «Извлечение троих», написанная всего за год.
На берегу моря, Рональд, глубоко задумавшись, теряет два пальца на правой руке и получает заражение крови. Но, по предсказанию Уолтера, помирать ему еще рановато — впереди ждут три двери. Пришедшие оттуда необходимы для успешного похода к Темной башне.
За первой дверью его встречают Нью-Йорк образца 1985 года и обдолбанный парень Эдди Дин, плотно подсевший на иглу и контрабандой переправлявший крупную партию ширева, чтобы освободить из лап мафиози великого мудреца и выдающегося торчка — своего брата Генри. На пару с Роландом они решают вопрос с местной наркомафией и добывают лекарство для стрелка.
За второй дверью Роланда и Эдди дожидается борец за права негров — безногая афроамериканка, страдающая грандиозным раздвоением личности. И если одна ее часть (Одетта Холмс) чуть ли не выпускница института благородных девиц, то другая (Детта Уокер) — озлобленный зверёныш, которой кажется, что первоочередная цель Роланда и Эдди — трахнуть её, и всячески пытается «порешить белых мудил». И, улучшив момент, сбегает, прихватив с собой один из револьверов Роланда.
Открыв третью дверь, стрелок оказывается в сознании маньяка, который не только «помог» несколько лет назад попасть Одетте Холмс под лошадь поезд, но и собирается столкнуть под автомобиль Джейка Чемберса — того самого мальчика из первой книги. А дел у стрелка по горло — надо следить, чтобы не уснул измотанный до последнего Эдди (ведь где-то рядом ходит Детта Уокер), бороться с вновь возникшей лихорадкой, достать в Нью-Йорке, во времени «толкача» лекарство и патроны к своим револьверам. Все проблемы решаются в один момент, и не для всех хорошо.
А в жизни ходоков-за-башней появляется новый персонаж — Сюзанна Дин.
Стоит почитать хотя бы ради неповторимого нью-йоркского сленга, удачно интерпретированного русскими переводчиками. Я так хохотался!
Третья книга цикла «Бесплодные земли» появляется в 1991 году. И, надо сказать, четыре года ожидания были не зря. Это, по чистой случайности, была первая книга из цикла, которая попала мне в руки и я без удержу кинулся в омут Темной башни.
Прежде чем двинуться дальше, Роланд намерен сделать из салаг настоящих воинов. И Эдди, и Сюзанна понимают, что стрелок не слезет с них живых, пока те не научатся попадать из револьвера мухе в любой глаз на выбор.
Очередной урок Сюзанны совпадает с намерением робота-медведя изничтожить Эдди, пока последний в одиночестве охраняет походный лагерь. Вышибание мозгов из животного происходит остро, но успешно. А следы медведя выводят путешественников прямо к порталу, откуда начинается один из Лучей, которые ведут к Темной башне.
А в это время по Нью-Йорку ходит Джейк Чемберс, который в день «Д» и час «Ч» должен был покинуть этот говённый мир, но, благодаря стрелку, остался жив. И теперь одна часть его сознания заверяет, что младое тело лежит на перекрестке в луже крови и говна, а вторая ищет дверь, пройдя сквозь которую Джейк обретет покой.
Нездоровится и Роланду, который слышит в своей голове все страдания мальчика, но не знает, что надо сделать. Лишь Эдди потихоньку строгает из пенька какую-то загогулистую хреновину, похожую на ключ.
Джек постепенно сходит с ума и в один прекрасный день сваливает из школы. Погуляв по городу, он приходит на какой-то пустырь, где цветет роза. Нет, не роза, а Роза. На него снисходит благодать, а в руке оказывается ключ. Ну да, тот самый ключ, который откроет дверь в мир Роланда.
Однако всё не так просто. Одних ключей не достаточно — дверь охраняют Привратник со стороны Нью-Йорка и демон-мачо со стороны Роланда. Стрелок мечтает вновь трахнуть демона, но тот исключительный гомофоб и клюёт только на Сюзанну, которая в свое время продинамила половину Соединённых Штатов. Но и на старуху бывает проруха.
Итак, демон трахнут, Джейк извлечён. Банда, именуемая в мире Роланда «ка-тет» продолжает путь вдоль Луча — к Темной башне. По пути к ним прибивается невиданный зверь, слегка похожий на собаку, но умеющий слегка говорить. Его до кучи берут с собой.
Дорога длинная, и кое-кто уже мечтает о более скоростном передвижении. В попавшемся на пути-ка-тета городке добрые старики заявляют, что по трассе Е-95 Лучу раньше ходил сверхзвуковой железнодорожный экспресс. А вокзал находится совсем не далеко — в мегаполисе, где идет бессмысленная резня между людьми и грохочут барабаны из песни «Зи-Зи-Топ».
Немного опасности, знакомство с местными аборигенами — и Роланд с пассажирами готовы отправиться в путь бизнес-классом. Настораживает только плата за проезд: загадка, которую не сможет отгадать супер-пупер-мега-мозг поезда — Блейн. Зайцев же придется херакнуть об стену в конце пути…
Продолжение следует