С этим понятием я часто сталкиваюсь при чтении социологических и подготовке маркетинговых отчетов.
Научное описание этого понятия выглядит скучно и нудно. Но однажды, на учебе в Русской школе управления в Москве, мне удалось услышать версию, понятную даже ребенку.
В тот день у нас преподавал Леонид Иванов, маркетолог-практик. Вот как он это объяснил:
«Представьте себе глухую деревню, где живет 100 мужчин и 100 женщин. Все женщины не замужем, а 10% мужчин (10 человек) регулярно по ним шляются, а остальные тихо сидят по домам.
Приезжают туда социологи и начинают опрашивать женщин. По их ответам получается, что все мужики — неисправимые кобели (других же они не видят). И социологи уезжают, уверенные в том, что в этой деревне среди особей мужского пола живут исключительно прелюбодеи.
Такой «однобокий» сбор информации и является нерепрезентативной выборкой».