Сегодня я обращу свой взор на «привилегированных» пассажиров купейного и спального вагонов.
Купе
Купе дороже плацкарта. Однако, какие привилегии получает пассажир за почти вдвое большую стоимость относительно базар-вагона плацкарта?
Во-первых, каждый отсек (купе) имеет дверь и четыре посадочных места вместо открытого плацкартного. За счет отсутствия боковых мест ощутимо увеличивается длина полок — не особо длинным можно вытянутся во весь рост (Алишер Еликбаев точно не поместится). Полки мягче, а над верхней полкой достаточно места, чтобы полноценно сесть.
Во-вторых, в вагоне для пассажиров доступны все два туалета. С учетом того, что пассажиров меньше, шансов попасть в санузел соответственно больше.
В-третьих, в некоторых купейных вагонах есть рабочий кондиционер. Что ощутимо спасает во время летних поездок.
Во всем остальном купе мало чем отличается от плацкарта: тот же прокуренный тамбур, тот же туалет (но более чистый), тот же аппарат для нагрева воды. Ах, да забыл про «ковровые дорожки».
Если кто все еще верит объявлениям в вагонах об имеющейся библиотеке — попробуйте спросить о ней у проводника. Он очень удивится!
СВ
СВ — это спальный вагон. Сразу представляются шикарные диваны, картины на стенах и прочий пафос…
Фиг вам. Вот «привилегии», за которые пассажиры платят почти в два раза больше чем в купе и в четыре раза больше чем в плацкарте:
— по два человека в отсеке (купе);
— отсутствие верхних полок;
— заранее заправленная проводником постель, накрытая покрывалом;
— еще более чистые туалеты (за счет маленького количества пассажиров).
Все.
Кстати, это отнюдь не спасает пассажиров от нашествия различных «зайцев» и торговцев-лоточников. Ниже — случай из жизни.
А вы кто такие?
Возвращались мы как-то с супругой из Киргизии. До Алматы ехать было лень, поэтому сели на маршрутку до Отара. Там есть железнодорожная станция, где останавливаются почти все поезда на Астану.
К сожалению, на ближайшие рейсы купейных билетов не было, поэтому пришлось тряхнуть бумажником и взять СВ.
Вот подъезжает поезд. Остановка несколько минут. Мы спешим к своему вагону и видим, как местная бабулька с сумками, ковылявшая впереди нас запрыгивает в СВ. «Круто люди в Отаре живут!» — подумал я.
Мы тоже залазием в вагон, протягиваем проводнику билеты. Тот почему-то офигивает (от наличия билетов), но пропускает. У нас 1 и 2 место (первое купе). Я открываю дверь и… на нас с супругой вопрощающе-недовольно глядят восемь пар глаз: типа, че вперлись, занято тут!
Схема понятна — проводник решил подкалымит и провести «зайцев». Думаю, что у той бабульки тоже билетов в СВ явно не было.
Я оборачиваюсь к проводнику. Тот что-то мямлит, предлагая нам занять другое купе. Семья из восьми таджиков (или киргизов) что-то возмущаются на проводника, мол, гони этих самозванцев, нас тут и так много.
Спас положение профессиональный фотоаппарат (солидно выглядит!) супруги, висевший у нее на шее, и моя «корочка» журналиста. Таджиков «переселили» в другое купе, проводник быстро притащил ведро с тряпкой, убрался, заменил подушки и покрывала. Потом всю дорогу до Астаны заглядывал, спрашивал тепло ли нам, нужен ли чай, в общем море внимания.
Так что СВ это не всегда комфорт и порядок.