«Левиафан» Звягинцева — фильм, которому заранее предсказывают запрет в показе на территории России, несмотря на то, что режиссёр всё-таки решил «запикать» мат для любителей попкорна уважаемой публики.
Мне удалось выкачать и посмотреть картину без купюр. Да, мат есть, но он правдив, а не вставлен ради эпатажа. И явно не это стало причиной колебаний в выдаче прокатной лицензии на фильм.
Сюжет прост: на земельный участок автослесаря Николая (Алексей Серебряков) положил глаз мэр моржовый городка (Роман Мадянов), намереваясь что-то там построить для собственных нужд.
Естественно, городские власти во всём слушаются главу администрации и выносят соответствующее решение: землю забрать, а Николаю выдать аж пол-лимона деревянными, которых, видимо, не хватит даже на приличную квартиру в этом же Задрючинске Прибрежном.
Огромный респект режиссёру за эпизод читки судебного решения: монотонная скороговорка показывает, что судье абсолютно параллельно само дело, а решение давно «утверждено» заинтересованными людьми.
Товарищ Николая — московский адвокат Дмитрий (Владимир Вдовиченков) пытается помочь армейскому другу, привезя с собой убойный компромат.
На этом я, пожалуй, перестану спойлерить, а лучше расскажу о своих личных впечатлениях.
В картине отлично сыграли и Серебряков, и Мадянов, а вот Вдовиченков никак не может выйти из роли «бригадного» Фила.
Фильм содержит неслабый наезд на РПЦ: чего только стоит фраза архиерея мэру «власть от Бога», которой он буквально благословляет чиновника на решительные действия, успокаивая его совесть. Также в картине много едких уколов в сторону религии и её взаимозависимости от государственной власти. Именно поэтому «Левиафан» крайне негативно воспринят чиновниками и духовенством, именно поэтому не видать ему прокатного удостоверения.
Некоторые господа из бывших советских республик, посмотрев этот фильм, потрут ладошки и радостно взвоют: «Да, это вот такая она — Рашка! Все быдло и алкаши, а власть — ворьё и убивцы!».
Ну, а вот если на минуточку перенести действие картины в какой-нибудь Аягоз, мэра заменить на акима, а Николая — на Ермека?
Точно такое же полновластие, круговая порука и вседозволенность, подконтрольные органы, возможность отобрать у обыкновенного человека имущество и даже свободу. Итог фильма не изменится ни на йоту: картина не столько про русских, сколько про всё СНГ сразу и по отдельности.
Категорически рекомендую к просмотру людям от 18 и выше лет. Фильм крайне депрессивный, но хороший.