Реконструкция рейса 8501 от неэксперта, или Личное мнение

ИКАО ещё не обнародовала результаты расследования крушения рейса №8501, несмотря на найденные самописцы. Известно лишь то, что в кабине звучал сигнал тревоги, оповещающий о существенной потере скорости авиалайнера.

Одним из моих хобби являются полёты в среде-авиасимуляторе X-Plane. Эта платформа используется для тренажёров гражданской и военной авиатехники во всём мире.

Используя лётную модель Airbus 320, я попытался реконструировать полёт рейса №8501. Много информации по маршруту, горизонтальным и вертикальным перемещениям борта я нашёл в статье Википедии «Катастрофа A320 в Яванском море», также помог скриншот радара (информация о скорости и высоте борта):

Итак, я взлетел с аэродрома WARR (код ИКАО), с полосы один-ноль, набрал безопасную высоту и, следуя курсом 329, стал набирать высоту 32 000 футов.

Сразу объясню, в авиации все высоты в футах, расстояния в милях, а скорость — в узлах (миль в час) или махах. Понятие «эшелон» состоит из первых цифр высоты в футах, при отброшенных последних двух нулях. Например, эшелон 320 — это высота в 32 000 футов. Курс — направление в градусах, где 0 и 360 — это север, 180 — юг.

Благодаря статье в Википедии, я, опытным путём, обнаружил, что подъём совершался со скоростью 2000 футов в минуту. К нужному времени, заняв 320-й эшелон, я отрегулировал крейсерскую скорость (0.75 маха) и в нужный момент довернул до 310 градусов.

Ещё небольшое отступление. Скорость самолёта на приборах отображается относительно потока окружающего его воздуха. Например, на высоте 32 00 футов приборы показывают, что самолет летит со скоростью 270 узлов или 0.737 маха, однако, относительно земли (GS — ground speed) он движется со скоростью 430 узлов. На скриншоте радара показана скорость относительно земли, по ней и будем ориентироваться.

Мысленно представили, что запрашиваем у диспетчера смену эшелона (до 360-го) и начинаем экспериментировать.

И, наверное, последнее отступление. Как вы знаете, в самолёте существует автопилот и современные лётчики самостоятельно выполняют лишь взлёт и, нередко, посадку. Со всем остальным справляется бортовой компьютер, в котором записана программа маршрута, высоты и пр. Также самолёт автоматически держит заданную высоту, скорость, направление, скорость подъема: достаточно нажать необходимые кнопки.

1. Итак, первый эксперимент — всё на автомате. Задаём автопилоту максимальную скорость подъема (5000 футов в минуту) или задираем нос на 10 градусов, и смотрим, что произойдёт.

Так как автомат тяги у нас включен (несмотря на то, что на скриншоте не горит нужная кнопка), лайнер легко набирает нужную высоту. Скорость не снижается благодаря автомату тяги, который выводит двигатели на нужный режим, не давай скорость упасть. Этакий круиз-контроль.

2. Всё прошло успешно. Теперь выключим автомат тяги. РУДом (ручка управления двигателями) выставляем тягу, которая будет соответствовать скорости 0.75 маха. На нашей модели, в соответствии с её ЛТХ (лётно-техническими характеристиками) на данной высоте это половина хода, или 50% тяги.

Вновь накручиваем скорость подъема. Ага! Тяги не хватает! Приблизительно на 34 000 футов скорость GS (у земли) падает до 350 узлов, что почти совпадает с данными радара.

К 360 эшелону мы практически теряем скорость (до 250 GS, срабатывает сигнализация) и уходим в сваливание: нос самолёта опускается, лайнер начинает падать. РУДы находятся в том же положении, 50% тяги.

Бросаем штурвал и смотрим, как самолёт будет себя вести. На высоте 28-27 тысяч футов авиалайнер начинает выравниваться, что вполне закономерно: падение увеличило скорость, скорость увеличила подъемную силу, самолёт снова полетел прямолинейно.

3. А теперь в момент набора высоты «испортим» (X-Plane это позволяет, как и многое другое) двигатели. По инерции самолёт ещё продолжает набор, но потом клюёт носом и устремляется вниз. На высоте 20-25 тысяч футов он самостоятельно выравнивается, но продолжает снижать скорость и снова снижается.

В уютном кресле и в здравой памяти я всё-таки сумел посадить самолёт на воду с нерабочими двигателями, по максимуму использовав инерцию и хладнокровно снизив скорость в критический момент механизацией крыла (закрылки и спидбрейки), мягко упав в воду.

Я думаю, что, скорее всего, всю электронику в момент подъема испортил удар молнии. Отказали двигатели, оборудование. Самолёт начал падать. Пилоты, несомненно, пытались совершить посадку на воду, но погодные условия оказались намного сильнее человеческого гения.

UPD от 25 января 2014 года. Мсье NikolaTesla навёл меня на мысль имитировать шквал во время подъема.

Попробовал, резко взяв штурвал на себя. Фронтальный шквал поставил самолёт на хвост, смог подхватить на 25 000 футах.

Другое дело с фронтально-боковым: свалился на крыло, вошёл в штопор и… получил перегрузку структуры из-за стремительного неуправляемого падения. То есть, оторвало часть крыла. Самолёт стал неуправляемым. Привет, вода…

Реконструкция рейса 8501 от неэксперта, или Личное мнение обновлено: 19:42, 25 января 2015 автором: Иван Правдоруб