Наука и жизнь

Как победить коррупцию в системе образования и выпускать грамотных специалистов.

Согласно результатам ЕНТ-2010 умников и умниц в Казахстане стало значительно больше. Министр образования и науки Жансеит Туймебаев на прошлой неделе официально заявил:

— 43 выпускника набрали 125 баллов, в прошлом году — 8 выпускников. Свыше 100 баллов набрали 25929 выпускников, или 24,11 процента.

Казалось бы, поводы для всеобщего ликования есть, однако картину портят неофициальные «вести с полей» — высказывания очевидцев ЕНТ-2010. По их словам, выпускники шли на любые ухищрения, стараясь получить высокий балл. Мобильники в прическе, шпаргалки в носках и колготках, целые учебные пособия за пазухой… А для «избранных» была доступна услуга выноса вопросника к компетентным лицам и вноса его обратно в аудиторию. Полный перечень любой желающий может поискать в Сети, где обсуждаются подобные вещи.

Сгоряча можно попенять ответственным: мол, недосмотрели. Однако, нам кажется, дело в другом. Думаете, погладили бы по головке преподавателей, если бы результаты 2010 года были ниже предыдущего? Конечно, нет! Показатели должны расти, число «светлых голов» увеличиваться. И это, вероятно, не обсуждается.

Уничтожить в зародыше

Так что же делать? Возможно, наши идеи покажутся не по вкусу многим, однако вместо того, чтобы сидеть, сложа руки, мы все-таки разработали примерный концепт. Который, как нам кажется, позволит вытянуть из омута казахстанские образование и науку.

Самое слабое место это, конечно, ЕНТ. Внедрившие тестирование американцы уже отказываются от него, видя плачевные результаты: стремительное падение уровня образования и науки в своей стране. И, действительно, тестирование не в полной мере оценивает потенциальные данные выпускника. Оно нацелено лишь на способности к запоминанию изученного. При этом тестирование вовсе не показывает желание выпускника учиться, углубленность его знаний в определенной сфере и склад ума. Между тем, это важные показатели для будущего ученого или высококвалифицированного специалиста, которые могут быть выявлены только при личном общении экзаменатора с абитуриентом.

Следующее слабое звено нашего образования — коррупция. Как бы мы не пытались, ее искоренение займет еще массу времени. Впрочем, в системе образования ее можно победить, если выпускник не будет иметь возможности дать, а преподаватель — получить мзду.

Исходя из этих рассуждений уже возможно разработать примерную схему. Итак, экзамен. Абитуриент и экзаменатор. Для чистоты оценки нужно, чтобы они друг друга раньше не знали. А еще — чтобы во время экзамена они физически находились на достаточном расстоянии друг от друга.

Тут на помощь к нам приходят высокие технологии. А именно — интернет вместе с конференц-связью. Выпускник садиться за компьютер, любезно предоставленный учебным заведением, подтверждает свою готовность начать экзамен и программа случайным образом соединяет его с любым свободным на данный момент экзаменатором из любого (!) города Казахстана. Веб-камера, наушники с микрофоном. Оппоненты прекрасно видят и слышат друг друга.

По окончанию беспристрастный экзаменатор ставит заслуженный балл. Если результаты не устраивают выпускника, с видеозаписью экзамена он легко может обратиться в апелляционную комиссию.

За воротами

Будущим профессионалам надеяться на диплом нельзя: высшее образование сейчас не показатель для работодателя. Поэтому еще до окончания вуза студенты на производственной практике зубами цепляются за потенциальных «покупателей», иные надеются на родственные связи. Однако, везет не всем, и огромное количество выпускников вынуждены устраиваться не по профилю или вообще сидеть без работы.

Между тем, по данным министерства образования и науки, сейчас Казахстан остро нуждается в профессионалах, но не с высшим, а со средним специальным образованием: для работы на производстве, в сельском хозяйстве или сфере обслуживания.

А сколько надо?

На этот каверзный вопрос в свое время, при СССР, отвечал Госплан. Именно он знал, сколько стране нужно врачей, учителей или слесарей-сантехников. Эти цифры, с учетом «усушки и утряски» государственная плановая комиссия, спускала в вузы и ссузы, которые и готовили нужное количество специалистов.

Подобное ведомство есть и в нашей стране. Сейчас, в Казахстане, на подготовку нужного количество специалистов того или иного плана, государством выделяются средства — гранты. Их получают лучшие из лучших, набравшие определенное количество баллов в ЕНТ. Остальные могут получить образование в этом же вузе платно, мечтая, что во время очередного промежуточного тестирования (ПГК) освободится «бесплатное» место.

Стремление родителей всеми правдами и неправдами дать своему чаду высшее образование привело к тому, что вузы пачками выпускают специалистов любого профиля — платили бы деньги. Между тем, специальность выбирается по реалиям сегодняшнего дня: экономисты, юристы… То, что через четыре года (срок обучения) рынок труда будет ими переполнен, никого не волнует.

Кроме того, стремление обучить (читай — заработать) как можно больше приводит к обесцениванию как специалистов, так и их знаний. Невозможно готовить столько специалистов без определенного количества грамотного профессорско-преподавательского состава. А если маститые преподаватели «распыляются» на большое количество студентов, естественно, теряется и качество образования.

Между тем, и профессорско-преподавательский состав постепенно исчезает: некачественно подготовленные ими же специалисты не в силах поддерживать качество образования. Таким образом, казахстанское образование постепенно теряет свои позиции.

По плану и без плана

Нам кажется, государственные вузы должны планово обучать «бюджетников» и не гнаться за «платниками». Это позволит сосредоточиться на качестве обучения и выпуске специалистов.

В качестве альтернативы частные вузы могут и должны существовать. В их силах и задачах растить кадры для частного бизнеса и бороться за свой престиж. Многие знаменитейшие западные университеты не являются государственными, что не мешает им выпускать высоко ценимых во всем мире профессионалов.

При этом частные вузы можно избавить от строгого контроля министерства образования. В интересах самих вузов строить образовательную программу таким образом, чтобы их выпускник не смотрелся «бледно» на фоне «государственных». В течение некоторого времени работодатели сами определят престижность каждого вуза в зависимости от уровня подготовки специалистов. И вуз тоже станет избирательнее: никому не захочется терять наработанный имидж из-за богатого бездельника с «купленным» дипломом, который в будущем покажет свою некомпетентность в какой-нибудь крупной компании.

Ну а прочим, видимо, придется все же осваивать столь нужные государству «рабочие» профессии в средних специальных учебных заведениях. Как говорится, люди всякие нужны, люди всякие важны! Позже, если будет желание и деньги, «работяги» вновь смогут попытать счастья в частных вузах. Не исключено, что предприятия за свой счет станут посылать перспективных работников и на получение высшего образования, и на повышение квалификации. Такая практика существует в каждом развитом государстве.

Перспективы

Возможно, что со временем частные вузы станут престижнее государственных. В свою очередь последние тоже обязаны «наращивать обороты». И это нормально — стремясь заработать имидж (и деньги) университеты должны развиваться. Именно в такой среде возникает здоровая конкуренция, которая ведет к продвижению науки и «выращиванию» умов нашей республики, потенциал которой огромен, благодаря имеющимся финансовым и человеческим ресурсам.

Надеемся, что наш проект примут во внимание чиновники, которые, как никто другой, понимают, насколько тяжело приходится Казахстану без высококлассных специалистов как в министерствах, так и в малом и среднем бизнесе. А если уж профессионал берется за дело — успеха не миновать. Тогда и прибыль на предприятии, и повышенная зарплата трудящимся. Наверное, многие предпочтут годам учебы солидный достаток в достойном труде. А науку будут двигать те, кому это интересно, не применяя диплом о высшем образовании всего лишь как билет на «теплое место».

Наука и жизнь обновлено: 18:33, 5 марта 2011 автором: Иван Правдоруб