И вот я в уютном конференц-зале казахстанского филиала международного рекламного агентства McCann Erickson, которое и обслуживает заказчика акции — Samsung Electronics.
Первоначальный замысел акции претерпел значительные изменения: вместо мотоциклов наша команда поедет на двух внедорожниках, и не по городам Казахстана, а по живописным его местам. Цель акции — испытать три модели фотоаппаратов в различных условиях, делать как можно больше снимков, комментировать в отчетах, как вела себя фототехника.
Кроме меня в команде корреспондент интернет-фотожурнала Voxpopuli.kz Карла Нур (Карлыгаш Нуржанова) и фотосафарист Константин Киквидзе. Карлу я знал еще по фоторепортажам в блогах, а вот с Константином познакомился впервые. Оказывается, он с единомышленниками уже несколько лет организовывает фототуры по Казахстану и Киргизии. Удовольствие, кстати, недорогое — ребята включают в стоимость лишь горючее, амортизацию внедорожников и деньги на питание. А путешествуют в такие дебри, куда не каждый трактор доедет.
Нам раздают фототехнику. Константин выбирает себе псевдозеркалку со сменным объективом, Карла — светосильный «компакт», а мне достается «мыльница», зато в металлическом корпусе. Кроме того, она удобно вмещается в наколенный карман джинсов. Мы переглядываемся — теперь есть возможность доказать, что фотографа делают не навороченные «зеркалки», а правильный выбор композиции, освещения и настроек фотоаппарата, иначе — руки.
Согласно плану, акция пройдет в три этапа: путешествие в Туркестан по следам паломников, небольшой тур по Алматинской области и форсирование бескрайних степей Центрального Казахстана. Маршруты обещают быть очень интересными и богатыми на впечатления и фотографии.
* * *
И вот наступает день «Д» и час «Ч» — время, когда мы собираемся на Старой площади Алматы перед зданием Казахстанско-Британского Технического Университета, чтобы с помпой отправиться в первый этап путешествия.
Нам выдают по два комплекта брендированных футболок: теперь у каждого на груди красуется изображение фотоаппарата, которым он будет фотографировать. Набегают журналисты и фотокорреспонденты. Основной «огонь» берут на себя представители Samsung, но и нас, участников, умудряются оттащить в сторонку и задать несколько каверзных вопросов. Так, например, спрашивают, будем ли мы писать только о достоинствах, или в отчет пойдут и недостатки камер.
На площадь въезжает колонна байкеров — потом они «проводят» нас с флагами до выезда из города, а пока на никелированных монстрах позируют все, кому не лень. Следом за байкерами подъезжает Константин со своим напарником Андреем — оба на внедорожниках Land Cruiser.
Но вот речи сказаны, мы рассаживаемся по машинам. Костя с Карлой в одну, мы с Андреем — в другую. Кроме того, в нашей машине едет внештатный пассажир — девушка по имени Евгения, фотограф-любитель. Под прощальные крики провожающих наша колонна описывает почетный круг по площади и выезжает на улицы города.
С трудом наш кортеж преодолевает центральные улицы Алматы, время старта чуть сдвинулось и мы попали прямо в вечерний «час пик». Эмоциональные водители южной столицы не уступают ни пяди проезжей части, поэтому байкеры, как могут, «расчищают» нам полосу для беспрепятственного проезда: их ревущие двигатели заставляют водителей обращать хоть какое-то внимание на колонну.
Я в это время вожусь с ноутбуком, пытаясь наладить связь и уже выложить свои первые фотографии и впечатления себе в блог. Но тщетно — 3G то пропадает, то появляется, что довольно плохо сказывается на загрузке фотоконтента. Бросаю это гиблое дело и пишу текстовые твиты через мобильник.
И вот мы на выезде из города, на улице Ташкентской, что ведет мимо огромных многокилометровых базаров на трассу Алматы – Бишкек. Байкеры сворачивают на обочину, отдают нам ярко-синие флаги с надписью Samsung и прощаются с нами. Пулеметные очереди моторов двухколесных монстров затихают вдали, а мы перекладываем в багажниках вещи, забираем в салон минеральную воду и выводим внедорожники на трассу.
Константин с Карлой на «леворуком» Крузере едут впереди, а мы с Андреем и Женей, на «праворукой» — сзади. Нестандартное расположение руля нисколько не мешает Андрею при обгоне — в нижнем левом углу лобового стекла установлена видеокамера, которая транслирует ситуацию на дороге на монитор на панели внедорожника. Обзор камеры таков, как если бы водитель высунул голову из левого переднего окна.
Прямо в лобовое стекло нам бьет закатный свет. Видимо, душа фотографа не выдерживает, и Константин прижимается к обочине: надо не упустить шанс и воспользоваться таким теплым и мягким освещением.
Мы еще не раз останавливаемся, чтобы сфотографировать пейзаж. Иногда, в поисках нужного ракурса неутомимый Константин даже взбирается на машину.
Я же экспериментирую с режимами съемки в условиях сумеречного освещения. Иногда результаты получаются прямо инопланетными.
Стемнело, снимать стало невозможно. Мы убираем технику в кофры и продолжаем свой маршрут. Дорога хорошая, мчим с ветерком, обгоняя многочисленные фуры. Чинно проследовали стационарный пост дорожной полиции железнодорожной станции Отар, где расположен один из казахстанских военных городков — Гвардейский.
По некоторым данным тут в советское время находился научно-исследовательский институт, занимавшийся разработкой биологического оружия. Сейчас у института, вроде бы, мирные цели. А рядом с городком, как и в советское время — мотострелковая дивизия.
Но военные объекты нам сегодня не по пути, и мы продолжаем движение по трассе М39 (А2). Впереди — Кордайский перевал. Летом он относительно безопасен, а вот зимой, особенно в гололед, здесь можно увидеть стоящие поперек трассы и перевернутые длинномеры.
Немного серпантина, промелькнувших за окном аулов (деревень) и мы въезжаем в пограничный город Кордай, ранее именовавшийся Георгиевкой. Здесь проходит казахстано-киргизская граница, а до Бишкека — столицы Киргизии — рукой подать, всего два десятка километров.
Вдоль дороги — масса заправочных станций. Подъезжаем к одной из них и щедро поим внедорожники дизельным топливом, заполняя баки под завязку. Константин озабочен — кассир АЗС сообщил, что в связи с прошлогодними беспорядками в Киргизии ситуация на границе ужесточилась, и проскочить по трассе А2, которая «цепляет» соседнее государство, нам вряд ли удастся.
Решаем уточнить все в приграничном ауле, который находится на развилке прямой и объездной дорог. Константин выдает нам мобильную рацию, по которой мы будем координировать наши действия на дороге.
Мы уходим с трассы М39, которая привела бы нас в Бишкек и на развилке сворачиваем на трассу А2, ведущую в Южный Казахстан. Внедорожники потряхивает, дорога заметно испортилась.
После очередного поворота задние фонари машины Константина исчезают в клубах дорожной пыли — асфальт временно закончился. И не только асфальт — следующие 50 километров это сплошной ад: извилистая дорога, раздолбанная тяжелыми фурами и многочисленные съезды, где вместо полотна темнели огромные ямы. Прибавьте к этому полную темноту и встречный транспорт.
Константин взял неплохой темп — мы несемся по колдобинам со скоростью 60-70 км в час. Иногда рация оживает: «Осторожно, «встречка»!», «Съезд направо!», «Яма!»… С заднего сидения я ошалело наблюдаю весь этот слалом, вцепившись в поручень — Крузер кидает из стороны в сторону.
Спустя час мы, наконец, въезжаем в деревню. Вдоль дороги — многочисленные фуры, ларьки с продуктами и кафе под навесами.
— Здесь останавливаются дальнобойщики и паломники, — объясняет Константин. — Давайте и мы перекусим.
Мы ставим машины перед одним из навесов и осведомляемся у хозяев о меню. Несмотря на позднее время, а уже около полуночи, никто не спит. Как и во многих восточных кафе, тут семейный подряд: мать или бабушка готовят пищу, девицы помладше принимают заказы и приносят еду, мужчины ответственны за колку дров и иные подсобные работы.
Заказываем по порции лагмана, пару порций мант, шорпо (бульон с картофелем и куском мяса) и, конечно же, домашние тандырные лепешки. Мясо тут — исключительно баранина, которую я обожаю. Садимся под навес, на кошму перед низким, сантиметров 30 в высоту, столиком. Подкладываем под себя байковые подушки. Какого-нибудь клинингофоба этот внешний антисанитарный вид привел бы в ужас, но я-то знаю, что тут все чисто, насколько возможно. А особенно еда, ведь стоит один раз допустить ошибку, и клиентура будет утеряна. И, прощай, бизнес.
Приносят большой чайник с зеленым чаем — с него начинается любая трапеза в Азии. Наливаем себе по половине пиалки, неспеша пьем, отдыхая от тряски и обмениваясь впечатлениями. Немного погодя приносят наш заказ. Как я и ожидал — все нереально вкусно и сочно, мясо проварено, овощи не переварены, лапша самокатанная. Манты едим с общей тарелки руками, а до шорпо «доживаю» только я, остальные уже, наевшись, откинулись на подушки.
Еще полчаса перевариваем пищу за неспешным разговором. Оказывается, Евгения — проектировщик беспилотных летательных аппаратов. Все с изумлением взирают на милую девушку, которая самозабвенно рассказывает о тонкостях своей работы.
Тем временем Константин убегает к дальнобойщикам окончательно узнать насчет дороги: стоит ли нам ехать через границу или в объезд. К сожалению, наши опасения оправдываются — граница на замке, и нам придется сделать крюк более чем в 100 километров. Итого до ближайшего приличного ночлега с горячим душем нам еще 250 км.
Делать нечего. Расплачиваемся за поздний ужин. Я смотрю в счет: за эти деньги в Алматы можно лишь поклевать бизнес-ланч, но никак не от души поужинать компанией из пяти человек.
Теперь мы едем в сторону Чу, где я несколькими днями раньше проезжал на поезде. Дорога не фонтан, но ехать можно. Самой станции я так и не увидел, лишь по дорожным знакам узнал, что Чу мы уже проехали.
Трасса, несмотря на ночь, весьма оживлена: легковые автомобили и грузовики неплотным, но потоком едут в две стороны. При обгонах фур здорово выручает рация: нам сзади, по свету фар, видно приближающий встречный транспорт и мы подсказываем Константину «окошко». А потом уже он командует нам, когда можно «высовываться».
Внезапно задние фонари автомобиля Константина делают немыслимый пируэт, а нам навстречу выпрыгивает автомобильный баллон. Мы с трудом уворачиваемся от него, пуская внедорожник в занос, одновременно включая «аварийку», чтобы предупредить едущих сзади водителей.
— Я в порядке, — сообщает по рации Константин.
И точно — его машина стоит чуть дальше, у обочины, а сам он уже идет к нам. Включает карманный фонарь и начинает обшаривать трассу в поисках «неопознанного» предмета. А вот и он — прямо посреди дороги. Константин выскакивает на дорогу и оттаскивает баллон на обочину. Резина не его — он сам наехал на нее передним колесом и едва не вылетел с трассы.
Двигаемся дальше. Все устали, Андрей позевывает. Но вот и Мерке — город, где есть возможность остановиться в приличной гостинице. Совещаемся по рации: Константин предлагает не выбиваться из графика, подремать в машинах несколько часов, а уж вечером в Туркестане нормально отдохнуть.
Останавливаемся на автозаправке. Снова добиваем баки топливом, отгоняем внедорожники в сторону. Константин берет спальный мешок и лезет на крышу своего автомобиля — такой способ ночевки ему привычен. Девушки укладываются в одной машине, мы с Андреем — в другой. Сидения раскладываются, поэтому у нас у всех отличная «кровать» полтора на два метра.
За окном светлеет. Я долго не могу уснуть под воздействием дорожных впечатлений, но, в конце концов, проваливаюсь в сон.
Продолжение следует