Прошло то время, когда каждый советский гражданин знал лишь один номер телефона для вызова такси. И канули в Лету яично-желтые «Волги», пропахшие табаком, с сидениями, из которых торчал поролон, с зеленым огоньком и счетчиком.
Нынче рынок буквально насыщен различными таксопарками, на разный вкус и цвет. Но, видимо, пришло время перераспределения рынка. Причем, отнюдь не по законам маркетинга.
Война первая. Официальная
После того, как отгремела нормальная коммерческая ценовая война, и все таксисты пришли к одним и тем же расценкам, многие стали задумываться и о других инструментах.
Так, несколько лет назад акимат Павлодара внес предложение перекрасить все такси в один цвет. Почти в приказном порядке. Частники возмутились — «облив» машины обошелся бы в несколько сотен долларов.
По слухам, данное «предложение» пытался продвинуть человек, который собирался купить несколько десятков машин одинакового цвета для создания таксопарка, и, таким образом, хотел «зачистить рынок».
Таксопарки бились не на жизнь, а на смерть и, в конце концов, пришли к консенсусу: наклейки на лобовом, заднем и боковых стеклах. Об этом была написана официальная бумага. Годом позже прокуратура признала сей документ недействительным — бумага не была зарегистрирована надлежащим образом.
Но недолго ликовали таксисты — уже через несколько недель очередную бяку им сделал Минтранском, прописав в правилах перевозок обязательную полосу по бокам автомобиля размером 30×100 см. Такие залипухи шикарности автомобилям отнюдь не прибавили.
Но вот что самое интересное — правила правилами, но за «ненадлежащий вид» контролирующие органы имели только «избранные» таксопарки. Прочие, в том числе и бомбилы без рации, спокойно ездят без наклеек и по сей день.
Война вторая. Белопиарная.
Поняв, что «в борьбе обретешь ты право свое», владельцы крупных таксопарков начали проводить свою информационную политику. Время от времени СМИ писали о различных акциях таксистов в день 8 Марта, на 9 мая; интересные случаи из жизни таксистов, в том числе и про роды в такси…
Но апофеозом белого пиара стали профессиональные соревнования среди водителей такси. Как сказал в интервью на ЮВ-ТВ Алишер Еликбаев, настоящий пиарщик должен уметь все разводить без денег. «Разводилой» в этом случае оказалось павлодарское пиар-агентство «GOODMARK». Представив мероприятие должным образом, пиарщики добились того, что информационный повод нашел отклик не только у местных, но и у республиканских СМИ.
Кстати, по слухам, городские власти намекнули устроителям, что в следующий раз такие соревнования будет проводить город. Мол, спасибо за идею, а дальше мы сами.
Война третья. Обливание грязью.
Иные пошли дальше. Так, на прошлой неделе, павлодарские СМИ поведали душещипательную историю о том, как двух женщин едва не похитил таксист. Волна негодования настолько захлестнула читателей, что они совершенно не обратили внимания на то, что в повествовании ни имя водителя, ни марка машины, ни ее номер не указан. Зато красуется номер телефона, по которому пассажиры якобы вызывали такси.
«В эмоциональном порыве» журналисты не удосужились уточнить, точно ли приехала машина таксопарка, в который они звонили — немало случаев, когда таксисты «воруют» клиентов у других таксопарков. К тому же, не совсем ясно описаны мотивы, по которым водитель решил «рвануть» за город.
И если в газете «Наша жизнь» четко прописано, что пассажирки имеют претензии к водителю, но не к таксопарку, то иные об этом умалчивают.
Видя подъезды, недавно густо обклеенные рекламой вновь появившихся многочисленных таксопарков, мозаика начинает складываться. И невольно задумываешься, а не «засланный ли это был казачок»?
Впрочем, как пиарщику, мне приятно, что мои земляки начинают понимать всю прелесть этого инструмента. Пусть даже в таком проявлении. Однако, хочу напомнить расхожую поговорку, что «на каждую хитрую жопу всегда найдется хуй с винтом». Как бы черный пиар потом боком не вышел…